После серии публикаций в ряде СМИ, где рассказывалось о том, как удалось избежать перебоев в лечении более чем 12 тысяч людей, живущих с ВИЧ, мы получили много комментариев и вопросов.
В этой публикации мы хотим ответить на два самых основных вопроса: почему лекарственное обеспечение стало для нас приоритетным направлением и что именно мы делаем.
ПОЧЕМУ?
РОО «Люди ПЛЮС», как национальная сеть людей, живущих с ВИЧ в Беларуси, создавалась, в том числе и с целью содействия повышению качества оказываемых услуг ВИЧ - положительным людям в сфере медико-социальной помощи.
Для нас, как пациентов, которых напрямую затрагивает качество лечения - это не просто цитата из Устава организации, а призыв к действиям, которым мы руководствуемся в нашей повседневной работе.
Большой объем работы в сфере доступа к лечению, команда «Люди ПЛЮС» выполняет на волонтерской основе. У нас высокая мотивация, ведь мы делаем это для себя – для людей, живущих с ВИЧ.
В мире и в регионе ВЕЦА есть достаточно примеров организаций, сумевших добиться значительных достижений в сфере доступа к лечению. «Люди ПЛЮС» организация молодая, нам всего 2 года, но мы ставим себе в пример самые сильные организации в этой сфере деятельности, изучаем их опыт и налаживаем партнёрство.
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?
Работа «Люди ПЛЮС» по улучшению доступа к лечению построена на содействии доступности инновационных лекарственных средств, а также мониторинге ситуации с лекарственным обеспечением.
Если говорить о мониторинге, то это непрерывный процесс сбора и анализа данных. Это и данные из открытых источников: техническое задание на закупку АРВП, годовой план и график централизованных закупок, информация об электронных аукционах на БУТБ, таблица поставщиков «Белфармации» по результатам процедуры закупок текущего и предыдущего года, документы к которым мы получаем доступ, как члены СКК.
Проводимый «Люди ПЛЮС» мониторинг также основан на постоянной коммуникации с десятками людей из различных организаций, так или иначе задействованных в лекарственном обеспечении, со специалистами, оказывающими медицинскую помощь практически во всех регионах страны. И, безусловно, важную роль играет оперативная информация, полученная от сообщества людей, живущих с ВИЧ.
В совокупности это позволяет реально оценивать ситуацию с лекарственным обеспечением и в большинстве случаев дает возможность реагировать на ситуацию своевременно.
Схема закупки лекарств в Беларуси выглядит довольно простой: Министерство здравоохранения (составление задания) – Белфармация (организация аукциона) - Биржа (электронные торги) – Белфармация (выбор победителя, подписание договора, получение и выдача со склада) – МЗ РБ (распределение закупленных лекарств).
В случае успешного электронного аукциона проводить мониторинг не сложно. Нужно просто отслеживать своевременность выполнения процедур между объектами - участниками процесса закупок. Но зачастую, аукцион признаётся не состоявшимся, тогда закупка затягивается, и в итоге проводится закупка из одного источника.
Расскажем более детально о двух ярких примерах из закупки 2020 года, препаратов, остатки которых по данным мониторинга «Люди ПЛЮС» были критично малы. Это закупка тенофовир-содержащих АРВ-препаратов, а также закупка «ТИВИКАЙ», с которого и начнём.
Электронные аукционы по «ТИВИКАЙ» были признаны несостоявшимися, было менее 2-х предложений, что естественно, так как в стране действует патент и поставщиком может быть только оригинатор. Не понятно, зачем вообще объявлять в таких случаях аукцион, выполнять впустую достаточный объём работы и затягивать сроки закупки.
7 февраля на сайте РУП «Белфармация» появилась информация о Протоколе выбора победителя по ТИВИКАЙ. По нашим данным критичным сроком поставки являлся конец апреля - май. В этой связи в двадцатых числах марта мы запросили информацию у «Белфармации» о сроках поставки. Оказалось, что подписывается новый договор на 200 страниц, и на данный момент он отправлен на подпись в офис компании Glaxo Smith Kline (GSK).
Это был первый опыт, когда в мониторинге прохождения закупки появился новый элемент – коммуникация с поставщиком на этапе подписания договора. В компанию GSK, поставщика «ТИВИКАЙ», было направлено письмо с разъяснением ситуации, и необходимостью быстрой поставки. В ответном письме была получена информация о том, что компанией делается всё необходимое, чтобы первая поставка могла быть завершена в апреле 2020 года. GSK поставила «ТИВИКАЙ» в указанный срок. К нам поступило только одно сообщение о невыдаче препарата. Замены схемы лечения удалось избежать, благодаря одному из активистов который поделился своим запасом.
Вторая ситуация закупки 2020 с тенофовир-содержащими АРВ-перепаратами была гораздо сложнее и в её разрешении участвовало огромное количество специалистов.
Эта закупка также проходила по процедуре закупки из одного источника, где одним из условий была поставка до конца апреля. Протокол о выборе победителя, которым стал белорусский «АКАДЕМФАРМ», был подписан 21 февраля. Примерно через месяц, на запрос о поставках по этой закупке, «Белфармация» проинформировало о полученной от «АКАДЕМФАРМА» информации, что в связи с карантином в Индии, поставка не может быть осуществлена в срок.
Полностью получить реальную картину удалось благодаря помощи наших партнёров из GNP+ и Life4me+ Саши Волгиной и Алекса Шнайдера. В коммуникации, в которой было 13 писем, участвовали также 3 сотрудника Cipla (производитель таблеток для АКАДЕМФАРМА), EATG (Европейская группа по лечению СПИДа), Виней Патрик Салдана( ЮНЭЙДС), Raminta Stuikyte (старший советник Специального посланника Генерального секретаря ООН по ВИЧ / СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии - Мишеля Казачкина).
Выяснилось, что компания Cipla ещё в феврале сообщала «АКАДЕМФАРМ» о невозможности поставить препараты для фасовки в срок, так как из-за ситуации с коронавирусом, были сорваны поставки сырья из Китая.
По данным мониторинга «Люди ПЛЮС» остатков тенофовир-содержащих АРВ-препаратов было примерно до середины-конца мая.
Из-за отсутствия этих препаратов более12 тысяч человек могли остаться без лечения.
Были сделаны запросы о гуманитарной помощи лекарствами компаниям Cipla и Gilead. Cipla ответила согласием, а белорусский офис ЮНЭЙДС взял на себя расходы по трансферу этой партии из Индии. Но в наличии было всего лишь 6 000 упаковок необходимых лекарств. Это могло помочь временно, но не решить проблему полностью. Более того, процесс получения этой помощи затянулся.
Выход был только один - нужно было инициировать экстренную закупку, причём из альтернативных источникови на разных площадках – государственных и средств ГФ.
Алекс Шнайдер провёл переговоры с одним из реально возможным, в условиях транспортного коллапса в мире ,российским поставщиком, и эта информация также была переслана в Министерство здравоохранения.В продолжении коммуникации Cipla прислала также расписание поставок, из которого следовало, что первая поставка может осуществиться только в конце июня.
На основании полученной информации Министерство здравоохранения РБ приняло решение провести экстренную закупку квартальной потребности тенофовир-содержащих АРВ-препаратов. В течение недели Министерство финансов выделило из бюджета необходимые средства.
10 апреля «Белфармация» получила техническое задание на эту закупку с условием поставки в течении 30 дней. В конкурсе по экстренной закупке в соответствии с Указом 499 смогли принять участие, в том числе и фармкомпании, не зарегистрировавшие препараты в Беларуси, но имеющие преквалификацию ВОЗ. Было подано 4 пакета документов от потенциальных поставщиков, что даже привело к ценовой конкуренции. Закупочная комиссия определила компанию Mylan победителем этой экстренной закупки.
Используя предыдущий опыт с компанией GSK, «Люди ПЛЮС» начали коммуникацию с фармпоизводителем сразу же, с момента подписания протокола о выборе поставщика.
Компания Mylan была проинформирована о наличии критического запаса тенофовир-содержащих лекарств на складах в Беларуси. Был задан вопрос о готовности выполнить условие поставки препаратов в течение месяца, а также мы предложили со своей стороны помощь для преодоления необходимых бюрократических процедур разного уровня внутри страны. В ответ компания заверила, что препараты есть на складе и могут быть поставлены в кратчайшие сроки. Коммуникация с Mylan и со специалистами субъектов, от которых зависит получение разрешительных документов, ежедневно продолжалась по телефону. Это и отдел приёмки «Белфармация», и Центр экспертиз и отдел лекарственного обеспечения МЗ. Все выполнили свою работу в максимально возможно короткие сроки и через 50 дней после принятия решения о закупке, в первых числах июня препараты уже развозились по стране.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Залогом успеха в решении весьма сложной кризисной ситуации, грозившей перебоями для 70% всех ЛЖВ, получающих АРВ-терапию, помог наработанный в «Люди ПЛЮС» опыт ведения коммуникации с государственными структурами, международными организациями, фармпроизводителями и партнёрами, работающими в сфере доступа к лечению. Важно продолжать усиление потенциала организации в этих направлениях, делиться опытом с другими.
Хотя в итоге получилось с минимальным ущербом выйти из этой кризисной ситуации, важно заострить внимание МЗ РБ на том, что возникновение подобных ситуаций просто недопустимо. Необходимо проанализировать причины продолжающихся сбоев государственной закупки и вносить коррективы в существующую систему закупки АРВ-препаратов. Как показывает опыт, критически важно участие специалистов из пациентских организаций в процессе закупки и это также станет одним из направлений адвокатирования со стороны «Люди ПЛЮС».
Техническая помощь и поддержка наших партнёров, а также международных организаций - это то, без чего было бы трудно добиться значимого результата.
РОО «Люди ПЛЮС» от лица людей живущих с ВИЧ в Беларуси благодарит за всестороннюю помощь наших партнёров: Алекса Шнайдера (Life4me+, EATG), Сашу Волгину (GNP +), Raminta Stuikyte ( старший советник Специального посланника Генерального секретаря ООН по ВИЧ / СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии - Мишеля Казачкина), Веру Ильенковоу (Представительство ЮНЭЙДС в Беларуси) и 100% Life (Украина).